Изучаем геометрические фигуры: игры для детей дошкольного возраста. Игры «Геометрические фигуры» для детей

Презентация рассчитана на детей второй младшей группы и включает в себя игровые упражнения по ФЭМП. Эти упражнения направлены на знакомство детей с геометрическими фигурами. В презентации используются значки-признаки (ТРИЗ).

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ИГРЫ С ГЕОМЕТРИЧЕСКИМИ ФИГУРАМИ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3–4 ЛЕТ ВОСПИТАТЕЛЬ: ШАЙНУРОВА А.В. МАДОУ «ДЕТСКИЙ САД «СНЕГУРОЧКА»

ЗАДАЧИ: * Знакомить детей с геометрическими фигурами: кругом, квадратом, треугольником. Учить обследовать форму этих фигур, используя зрение. * Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов; группировать однородные предметы по сенсорным признакам.

ЧТО ОБОЗНАЧАЕТ ЭТОТ ЗНАЧОК?

ПО КАКИМ ПРИЗНАКАМ МОГУТ ОТЛИЧАТЬСЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ?

НАЗОВИ ФИГУРУ

НАЗОВИ ФИГУРУ

СОБЕРИ КРУГИ

СОБЕРИ КВАДРАТЫ

СОБЕРИ ТРЕУГОЛЬНИКИ

НА ЧТО ПОХОЖЕ?

ИЗ КАКИХ ФИГУР СОСТОИТ КАРТИНКА

МОЛОДЦЫ!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Первые представления о форме, размерах и взаимном положении предметов в пространстве дети накапливают еще в дошкольный период. В процессе игры и практической деятельности они манипулируют предме...

картотека дидактических (подвижных, познавательных) игр направленных на развитие представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста вторая младшая, средняя, старшая, подготовительная группы

игры направленные на развития представлений о форме предметов и геометрических фигур у детей дошкольного возраста...

«Развивающие игры по математике. Геометрические фигуры» для детей старшего дошкольного возраста

воспитывать наблюдательность, развивать мышление и активность у детей. учить группировать геометрические фигуры....

Консультация для воспитателей "Методические приемы формирования представлений о геометрических фигурах у детей старшего дошкольного возраста"

Обучение детей сравнению формы предметов с геометрическими фигурами как эталонами предметной формы является важной задачей при подготовке детей к школе.. У ребенка необходимо развивать умение ви...

Дидактическая игра как средство формирования представлений о геометрических фигурах у детей дошкольного возраста

Ведущей деятельностью у детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическте игры способствуют развитию познавательных и умственных способностей. В играх с предметами дети учатся ср...

Матюхина Людмила
Конспект занятия в младшей группе для детей 3–4 лет «Путешествие в страну геометрических фигур»

Тип НОД : занятие по закреплению знаний, умений, навыков.

Тема НОД : «Путешествие в страну геометрических фигур » .

Возрастная группа детей : 3 – 4 года.

Программные задачи :

Совершенствовать умение различать, узнавать и называть геометрические фигуры , упражнять детей в сопоставлении формы предметов с геометрической фигурой .

Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова «большой» , «маленький» .

Закреплять умение сравнивать два предмета контрастных по ширине, используя приём наложения, обозначая результаты сравнения словами широкая, узкая.

Закреплять знание основных цветов; формировать у детей представление о разных оттенках цвета по светлоте, используя в речи слова «светлый» , «тёмный» , «светлее» , «темнее» .

Продолжать формировать пространственные отношения «на» , «под» , «около» , активизируя эти слова в речи детей .

Развивать умение анализировать, сравнивать, выявлять и продолжать заданную закономерность (изменение по форме и цвету)

Развивать внимание, память, речь.

Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку сообща играть, заниматься; желание детей помочь героям в проблемной ситуации.

Словарная работа : «широкая - узкая» , «большая - маленькая» , «один - много» , предлоги :

Оборудование : игрушка «Колобок» , сказочные геометрические фигуры , мольберт, игрушки, расположенные по группе круглой формы .

Демонстрационный материал : геометрические фигуры разной формы , цвета, размера.

Раздаточный материал : «розеточки» по количеству детей , закономерность в виде «шарфиков» с геометрическими фигурами , треугольники : большие и маленькие, дорожки : широкие и узкие, кисточки : тонкие и толстые, баночки для рисования, салфетки, красная гуашь.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

Дети, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. Какие радостные лица стали у наших гостей, им очень понравилось ваше приветствие.

А пойдемте посмотрим, кто к нам еще в гости пришел? (Колобок) . –Здравствуй, Колобок! Ты от кого ушел … – Дети, от кого ушел колобок? (от бабушки, от дедушки, от волка, от зайца, от медведя) и прикатился Колобок к нам. А на какую геометрическую фигуру похож колобок ? (на круг) .

1. Игра «Узнай фигуру » .

Колобок принес нам много разных геометрических фигур , но не знает, как они называются. Кто же ему может помочь? Присаживайтесь на коврик, и ты колобок садись и запоминай.

(начать с одинаковых фигур ) - Дети, что это за фигура ? – Какой формы? – Какого цвета? (6 геометрических фигур разной формы , цвета, размера) .

- Что больше : круг или квадрат? А какая меньше? А как же нам проверить? Наложите фигуры друг на друга и проверьте.

Запомнил, колобок все фигуры ? – Да, запомнил, большое спасибо Вам дети! А хотите со мной в путь отправиться? Тогда становитесь друг за другом.

Раз, два, три, четыре, пять,

С колобком идем гулять

По сугробам, по снегам,

По заснеженным лесам,

Уступите нам дорогу,

Мы шагаем дружно в ногу,

Нам морозы не страшны ,

Потому что мы дружны.

2. Д/И «Найди предмет»

Кто это нас встречает? (круг) . Правильно, это наш друг круг, он уже к нам приходил в гости. Здравствуй, круг, что ты нам говоришь? – дети, круг предлагает нам поискать глазами в группе круглые предметы , и найдя их принести колобку и назвать, что вы принесли.

Вот сколько круглых предметов вокруг нас.

Круг, пойдем с нами.

3. Игра «Елочки и дорожки» .

Ой, кто это? (треугольник) . – Треугольник приготовил нам какую – то игру. – Что это у вас на столе лежит? (треугольники и полосочки - дорожки) . – Какие у нас полосочки? (широкие и узкие) . А как же нам проверить, где штрокая, а где узкая? (наложить друг на друга) . А сколько у вас треугольников? (много, а у меня? (один) . Что можно выложить из треугольников? Из больших треугольников выложите большие елочки, из маленьких треугольников – маленькие ёлочки.

Катя, какая у тебя елочка получилась? А у тебя, Саша? И т. д.

А теперь к елочкам давайте подберем дорожки : к большой елочке – широкую дорожку, к маленькой – узкую. - Платон, какую дорожку ты подобрал для своей елочки? А ты Федор? И т. д.

Какие вы молодцы дети, как здорово у вас получается.

Спасибо треугольник, нам было интересно с тобой играть, но мы спешим дальше, если хочешь, пойдем с нами.

Раз, два, три, четыре, пять,

С колобком идем гулять

По сугробам, по снегам,

По заснеженным лесам,

Уступите нам дорогу,

Мы шагаем дружно в ногу,

Нам морозы не страшны ,

Потому что мы дружны.

4. Игра «Продолжи узор» .

Кто это тут плачет? (Квадрат) . Квадрат, что случилось? Я друзьям хотел подарить шарфики, но перепутал весь узор, что мне теперь делать и-и-и-и. Дети, кто же квадрату поможет?

Посмотрите, что здесь нарисовано? Продолжайте узор.

Спасибо, вы мне очень помогли, теперь я смогу порадовать своих друзей подарками.

5. Игра «Спрячь Колобка» .

Дети, вы любите играть в прятки? Вот и колобок любит и сейчас он с нами поиграет. Он будет прятаться, а вы его будете искать . Закрывайте глаза. Куда спрятался колобок? (под стол, на стол, на пол и т. д.)

Саша, куда спрятался колобок? И др. детей .

Ой, дети, посмотрите, что колобок нашел под столом? (кисточку) . Но кисточка у нас непростая, а волшебная, мы сейчас превратимся с вами в волшебников и будем творить волшебство.

6. «Окрашивание воды» .

Мы сегодня будем волшебниками, будем красить воду, у вас получится красная вода разных оттенков. Что у вас в стаканчиках? (вода) . И у меня тоже в стаканчике вода. Она бесцветная, а мы ее сделаем цветной.

Намочим кончик кисточки в стаканчике, немного макнем в краску и окрасим кисточкой нашу водичку. Вытираем кисточку о салфетку, макнем ее теперь полностью в краску и окрасим водичку в другом стаканчике. Вот какое чудо у нас получилось! В одном стаканчике у нас получилась светло – красная вода, а в другой темно – красная.

Поставьте нашу волшебную кисточку в стаканчик со светло – красной водичкой. А теперь с темно – красной.

Федя, где у тебя получилась темно – красная водичка? ….

У нас получилась красивая, разноцветная вода разных оттенков – светлого и темного. Понравилось вам помогать колобку? И мне понравилось вместе с вами помогать колобку.

7. Итог занятия .

Дети, большое спасибо вам, мне так понравилось с вами играть. Можно я останусь у вас в группе ? Колобок приготовил нам сюрприз – мыльные пузыри…И я предлагаю вам пойти в группу Чебурашка , где вместе с Колобком будем пускать мыльные пузыри.

Публикации по теме:

Конспект занятия «Путешествие в страну геометрических фигур» во второй младшей группе Тема: Путешествие в страну геометрических фигур. Задачи: Обучающие: Расширять знания детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник).

Конспект непосредственно-образовательной познавательной деятельности «Путешествие в страну геометрических фигур» Цель: закрепить знание о геометрических фигурах и их свойствах. Задачи: - образовательные: Упражнять детей в определении геометрических.

Конспект по математике в средней группе «Путешествие в страну геометрических фигур» Конспект непосредственно образовательной деятельности по введению в математику в средней группе. Тема: «Путешествие в страну геометрических.

Конспект занятия по математике в средней группе «Путешествие в страну геометрических фигур» Конспект занятия по математике в средней группе «Путешествие в страну геометрических фигур» Воспитатель: Сарина О. Г. МАДОУ д\с «Рябинушка».

Методик для детей, представляющих геометрические фигуры, очень много на современном рынке. Ниже представлены основные из них, а также игры, развивающие ребенка.

В наше время раннему развитию малыша придают большое значение. Крох начинают обучать чуть ли не с роддома. Существует множество игр, книг, видео- а аудиоматериалов, помогающих деткам быстрее освоить такие простые – на первый взгляд – темы, как буквы, цифры, формы, цвета. Особенно популярны карточки, показывающие геометрические фигуры для малышей. Это пособие наглядно, лаконично. Оно позволяет ребенку быстро и легко освоить необходимые знания.

Когда начинать изучать геометрические фигуры?

В общем-то, знакомить ребенка с формами можно уже с первых месяцев. Нет ничего плохого, если вы в игровой форме, не досаждая малышу, будете показывать ему картинки или игрушки, четко произнося название фигуры (круг, квадрат и т. д.).

Таким образом, уже к двум годам ребенок должен хорошо знать три формы:

  1. треугольник;
  2. круг;
  3. квадрат.

К трем годам в этот список должны добавиться:

  • овал;
  • ромб;
  • прямоугольник.

К слову, изучению геометрических форм большое внимание уделено в методике Марии Монтессори. В ее материалах есть несколько игр, помогающих ребенку быстро научиться определять формы предметов. О них мы поговорим далее.



Зачем изучать геометрические фигуры малышу?

О пользе раннего развития сказано уже немало. Именно активное обучение малыша в период от рождения до трех лет формирует у него креативность и беглость мышления, прилежность и любовь к знаниям, умение быстро усваивать информацию.

Изучение форм необходимо и по некоторым другим причинам.

  • Весь мир вокруг состоит из фигур (круг – колесо машины, тарелка, солнце; квадрат – окно, сидение стула и т. д.).
  • Подготовка к школе – чем раньше малыш освоит простые знания, тем легче ему будет учиться в школе.
  • Изучение форм позволит малышу играть в те игры, которые недоступны деткам, не знающим, что такое круг, квадрат и т. д.
  • Изучая геометрические фигуры, ребенок расширяет свой кругозор, тренирует мозг, увеличивает словарный запас.



5 правил обучения геометрическим фигурам

Стоит помнить, что вся информация, которая нам кажется элементарной, для детей является новой и часто непонятной. С геометрическими фигурами это правило работает почти всегда. Поэтому, если ребенок путает круг с квадратом и не желает исправляться, будьте терпеливы и не ругайте кроху за промахи.

Для более быстрого и легкого усвоения знаний крохой следуйте простым советам.

  1. Указывайте малышу на геометрические формы в повседневной жизни. Показав чаду книгу, скажите, что она прямоугольная, продемонстрировав блюдце, дайте ему определение «круг».
  2. Пытайтесь получать обратную связь. Осведомитесь у малыша, к какой категории относится дом, стол, подушка. Посмотрите обучающее видео и попросите ребенка рассказать, что он увидел.
  3. Используйте игрушки правильных геометрических форм. Купите крохе круглые и треугольные формочки, кубики, мяч.
  4. Играй те в игры, где требуется знание названий фигур (см. ниже).
  5. Смотрите видео и мультики, рассказывающие о формах (например, «Беби Эйнштейн»).



Игры «Геометрические фигуры» для детей

Сортер

Это одна из первых развивающих игрушек малыша, позволяющая узнать о свойствах разных фигур. Суть сортера заключается том, что для определенного отверстия нужно подобрать игрушку соответствующей формы (шарик, кубик и другие). Ребенок очень быстро начинает понимать, что к чему.

Такая игрушка не только учит карапуза быстро различать фигуры разной геометрической формы, но и тренирует мелкую моторику пальцев, а также развивает логическое мышление.

Игры по методике Монтессори

Мария Монтессори, как уже было сказано выше, придавала большое значение геометрическим фигурам в развивающих играх малыша. В ее методике существует несколько способов познакомить ребенка с геометрией в игровой форме. Например:

  • Положите фигуры в непрозрачный пакет или сумку. Пусть малыш поочередно берет по одной игрушке и, не доставая ее, определяет, какой она формы.
  • Для более старшего ребенка можно придумать такое задание: скажите слово-определение, например, «катаются». Малыш должен назвать формы, которые обладают этим свойством.
  • Можно предложить крохе назвать все формы с уголками или без уголков, с гранями или без.
  • Творческий вариант игры с фигурами. Попросите ребенка пофантазировать и сказать, на что похож круг, квадрат, треугольник.

В методике Монтессори существует специальное приспособление, именуемое «Рамки и вкладыши». Это своеобразный аналог сортера, о котором мы говорили выше.

Рисунки и трафареты

Если вашему чаду нравится рисовать, то используйте это для того, чтобы научить его различать фигуры. Вместе нарисуйте домик. Проговорите все детали: Окна квадратные, крыша – треугольник и т. д.

Также можно предложить ребенку трафареты. Их можно вырезать самостоятельно из плотной бумаги или приобрести готовые.

Обводя ту или иную фигуру, малыш будет учиться рисовать их («набивать руку»), а ваши комментарии (это круг, это треугольник) помогут чаду быстрее запомнить их названия.

Карточки Домана

Метод Домана очень популярен среди родителей, интересующихся ранним развитием своего ребенка. Он подразумевает использование наглядных карточек для лучшего усвоения малышом полученных знаний. У Домана есть отдельный набор карточек, посвященный геометрическим фигурам. Его можно купить или скачать в Интернете (там же можно найти видео о данной методике).



Литература и дидактический материал

Ниже приведены наиболее популярные и действенные методики и материалы для ознакомления детей с геометрическими формами.

  • «Школа Семи Гномов»

В цикле книжек для раннего развития детей «Школа Семи Гномов» имеются две, посвященные формам: «Квадратик и Кружок» (для детей от рождения и до года), «Форма. Цвет» (для детей от 1 года до 2 лет). В книгах крупно и наглядно представлены основные фигуры.

  • Геометрические фигуры. Мягкая мозаика

Очень удобный и яркий способ познакомить ребенка с формами. Мозаика изготовлена из безопасного мягкого материала. Малышу будет интересно рассматривать ее детали и собирать из них картинки.

  • Раскраски

Таких книжек-обучалок на современном рынке очень много. Можно выделить «Умную раскраску. Смешарики» с любимыми детьми героями из одноименного мультфильма.

  • Наклейки

Многоразовые наклейки также будут очень полезны в период обучения ребенка «геометрии для самых маленьких». Такие наклейки можно клеить куда угодно! В ванную, в детскую комнату, на кухню. Предложите крохе игру: в окружающей обстановке нужно найти предметы того или иного вида.

Мультики о геометрических фигурах



Заключение

Учить и знакомить ребенка с геометрическими фигурами не только важно, но и очень интересно! Проявите фантазию, придумайте свои игры и задания для чада, показывайте интересные видео, и он ответит вам любовью и благодарностью.

  • Закрепление представления о геометрических фигурах;
  • Развитие любознательности, внимания, памяти, мышления;
  • Воспитание интереса к познанию свойств предметов окружающего мира;

Материал:

  • Герой Квадратик- рукавичка
  • Набор геометрических фигур
  • Предметы разной геометрической формы
  • Блоки Дьенеша
  • Иллюстрация с изображением домов из разных геометрических фигур
  • Счетные палочки

Воспитатель: Ребята, сегодня в наш детский сад пришло письмо. На конверте написано: Детский сад № 264, группа «Знайки».

Согласна, это письмо написано нам. Давайте прочитаем:

«Здравствуйте, ребята! Я слышал, что вы очень дружные и любознательные, хотите узнать всегда что-то новое и интересное. А еще я знаю, что вы любите математику. Поэтому я приглашаю вас в Город геометрических фигур, я приготовил для вас разные занимательные игры и задания.

Квадратик и его друзья».

Ребята, в конверте еще лежит фотография. Посмотрите, где здесь интересно Квадратик? Согласна, наверное, это красный квадрат.

(фото с изображением геометрических фигур)

Ой, ребята, здесь еще что-то написано.

«Попасть в наш город можно только по дорожке, выстроенной из кирпичиков (Блоки Дьенеша):

  • Красный, большой, прямоугольный блок
  • Синий, большой, прямоугольный блок
  • Не красный, большой, прямоугольный блок
  • Не синий, большой, квадратный блок
  • Маленький, желтый, треугольный блок
  • Не синий, не желтый, маленький, квадратный блок.

Воспитатель: Вот мы и в городе!

(Рассматриваем иллюстрацию). Какие интересные дома.

  • Из каких геометрических фигур построен самый высокий дом?
  • Из каких геометрических фигур сделаны окна?
  • Из каких геометрических фигур сделаны крыши домов?
  • Сколько в городе красных треугольников?
  • Сколько синих прямоугольников?
  • Сколько зеленых квадратов?
  • Сколько коричневых ромбов?
  • Сколько желтых овалов?

Воспитатель: Давайте погуляем по городу:

Мы идем, идем, идем, поднимаем ножки

А у нас на ногах новые сапожки.

Ой, ой, ой, ой, ой, ой – лужа-то, какая

Ой, ой, ой, ой, ой, ой – лужа-то большая

Не боюсь, не боюсь лужу перепрыгнуть

Воспитатель: Ребята, что-то Квадратика не видно. А вот и он (кукла – рукавичка с квадратиком).

Воспитатель: Квадратик, где твои интересные игры и задания?

Игра «Найди пару»

Воспитатель раздает детям по одной геометрической фигуре и предлагает найти пару (т.е нуужно найти точно такую же геометрическую фигуру)

Ребята, скажите какая фигура получится, если 2 геометрические фигуры сложить вместе:

  • Квадрат + квадрат = прямоугольник
  • Прямоугольник+ прямоугольник= квадрат
  • Треугольник + треуольник= ромб
  • Треугольник+ треугольник= квадрат

Игра «Что лишнее?»

  • Круг, ромб, прямоугольник, треугольник, квадрат – одного цвета
  • Все фигуры большие, одна маленькая
  • Все фигуры желтые, одна синяя.

Игра «Составление геометрических фигур из цветных палочек»

  • Составь квадрат
  • Составь треугольник
  • Составь прямоугольник

Игра «На что похоже?»

(разложены предметы разные) На какую форму похож предмет?

  • Тетрадь – прямоугольник
  • Блокнот — квадрат
  • Линейка – треугольник
  • Резинка для волос – круг
  • Календарик – прямоугольник
  • Фотоппарат – прямоугольник
  • Сложенный платок – треугольник
  • Тарелка – круг

Воспитатель: Ребята, пора прощаться с Квадратиком и его друзьями. Мы еще не раз с ними встретимся, ведь наше путешествие в Страну Знаний только начинается.

Название: Конспект НОД по математике с детьми 3-4 лет «В городе геометрических фигур»

Должность: воспитатель
Место работы: МБДОУ № 264
Месторасположение: г. Красноярск

Как познакомить ребенка с геометрией?

Геометрия - наука, с которой можно и нужно обучать деток с самого раннего возраста.

На данной страничке представлена подборка материалов - карточки, раскраски, темы для заданий, игры, при помощи которых вам будет легко познакомить ребенка с основными геометрическими формами и фигурами.
Все материалы вы можете открыть, скачать и распечатать по прямым ссылкам.

Карточки с геометрическими фигурами и формами

Яркие карточки с самыми основными геометрическими фигурами и формами. Карточки можно использовать, как наглядное пособие на первом занятии.

Геометрия для детей - раскраски, прописи, рабочая тетрадь

1.Тетрадь-раскраска для детей 3-5 лет. На каждой странице тетради простые графические упражнения и задания.
Скачать

2. Рабочая тетрадь в 2ух частях с понятными и интересными заданиями для детей 3-4 лет. Выполняя задания, ребенок познакомится с геометрией и узнает названия геометрических фигур и форм.
Скачать Скачать
3. Еще одна очень хорошая тетрадь для ознакомительных занятий с геометрией для детей 4-5 лет. В тетради много увлекательных и забавных заданий, выполняя которые ребенок легко усвоит начальные основы и понятия геометрии.

4. Тетрадь с обучающими и развивающими заданиями для детей 6-7 лет.
В тетради ребенку предлагается выполнить не сложные графические задания. Ребенок учится работать с линейкой и циркулем.
Скачать

Книги о геометрии для детей

1. Занимательная книга в стихах "Весёлая геометрия для самых маленьких" - автор Александр Тимофеевский.

Смешные и задорные стихи помогут малышам быстро познакомиться и запомнить много важной информации о геометрических фигурах и о масштабе предметов.
В весёлых стихах А. Тимофеевского юмор и шутка помогут маленькому читателю соотнести пока непонятные геометрические понятия с давно привычными бытовыми предметами. Дети увидят в юбке трапецию, в тарелке круг, а в трубе цилиндр. И, как сказал поэт, "школьные науки дадутся сами в руки".
Книгу можно скачать и распечатать, но лучше конечно приобрести оригинал.