Дидактические игры для детей. Развивающие дидактические игры для дошколят Дидактическая развивающие игры игра для детей

катя шляхина

Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игровая деятельность. Дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление : она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка.

Дидактические игры способствуют :

Развитию познавательных и умственных способностей детей : получению новых знаний, их обобщению и закреплению, расширению имеющиеся у них представлений о предметах и явлениях природы, растениях, животных; развитию памяти, внимания, наблюдательности; развитию умению высказывать свои суждения , делать умозаключения.

- развитию речи детей : пополнению и активизации словаря.

Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника : в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к сверстникам, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, учится сочувствовать и т. д.

В своей работе я широко использую дидактические игры , которые создаю своими руками . Они ценны тем, что многие из них мы создаем вместе с детьми, тем самым повышаем интерес играм.

Предлагаю вашему вниманию некоторые из них :

1Игра : "Бабушкин дворик".

Цель : способствовать запоминанию названия домашних животных, создать условия к игровым действиям.

Данное дидактическое пособие используется в НОД, в индивидуальной работе с детьми, в самостоятельной игровой деятельности детей.


2 ИГРА "Развивалочка".

Дидактическая игра с цветными крышками-способствует сенсорному развитию ребенка, развитию речи, мышлению, логики, вниманию, памяти, восприятию, мелкой моторики, расширяет кругозор у детей.

Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.



3 ИГРА "Математическое табло".

Методическая разработка игры создана в контексте реализации педагогического опыта по теме-дидактические игры , как средство коррекционного формирования у дошкольников математических навыков и умений.

Цель : Создание условий для формирования элементарных математических представлений о фигурах, цифрах, счете. Сенсорного развития через сенсорно-игровые действия с дидактической игрой .




4 Игра ""Колючки для ежей".

ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ- развивают мелкую моторику, пространственное воображение, способствуют развитию интеллекта мышления и становлению речи.



5 Игра "Накорми животных"

Развивающая игра на прищепках "накорми животных".Материал :прищепки;распечатанные картинки с интернета животных и их корм. Животных вырезаем и приклеиваем к прищепкам, на круг приклеиваем корм. Эта игра закрепляет знания о домашних животных (их названия, кто что кушает, так же прищепки разрабатывают моторику рук, что очень важно для ребёнка. Так же игра способствует развитию сообразительности и смекалки. В эту игру можно играть одному ребёнку, а можно сразу двум или трём деткам одновременно, это способствует развитию коллективизма в группе.


6 ИГРА "Угадай что внутри".

Для игры используем пластиковые контейнеры из «Киндер-сюрпризов» в которые насыпаем разные крупы – горох, фасоль, манную и гречневую крупы, рис и т. д., предложите ребенку узнать на слух, что лежит в киндере и положить на картинку с изображением наполнителя. Дети безмерно рады когда содержимое киндера и картинка совпадают.



7 ИГРА "Собери матрешки".

Цель :Учить детей выстраивать предметы в порядке возрастания.



8 Игра "Геометрическое лото для маленьких"

Цель :

Развивать логическое мышление у детей.

Задачи :

Развивать представление детей о геометрических фигурах : круге, квадрате, треугольнике.

Формировать умение выделять основные признаки фигур : цвет, форма, величина.

Формировать умение составлять рисунок из геометрических фигур по образцу.



Публикации по теме:

Игры с пробками благотворно влияют на развитие мелкой моторики. Завинчивание и развинчивание их развивает кисть руки и запястье. Для пробуждения.

Здравствуйте, уважаемые коллеги и МАААМОВЦЫ! Хочу вам показать какие дидактические игры по развитию сенсорных способностей в нашей первой.

Уважаемые коллеги! Предлагаю Вашему вниманию дидактические игры для 2-ой младшей группы, сделанные своими руками. Все игры довольно просты.

В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что.

Начиная с самого раннего возраста ребенок активно познает мир,исследуя все происходящее вокруг. Поэтому дидактические игры занимают важнейшее.

Развитие детей - одна из первоочередных задач родителей. Вместе с тем природно-обоснованная, самая подходящая форма познания для дошкольников - игры. Именно с помощью дидактических развлекающих занятий родителям проще всего «достучаться» до ребёнка, найти с ним контакт, позволяющий стимулировать развитие и познание окружающего мира.

Понятие дидактических игр для дошкольников, их отличие от других видов развлекающих занятий

Под дидактическими играми обычно подразумевают учебный процесс, организованный в неформальной, весёлой форме. От игр в классическом понимании такие занятия отличаются направленностью на обучение, а от уроков - созданием игровой атмосферы, облачением образовательных процедур в неформальную форму.

В ходе таких занятий при помощи педагогических приёмов моделируются изучаемые системы, явления и процессы.

Достигаемые цели

Для детей различных возрастов применяются разные дидактические занятия. В то же время преследуемые ими цели не слишком зависят от возрастной группы. Такое развлекающее обучение нацелено на следующие блоки развития:

  • умственного;
  • нравственного;
  • трудового;
  • эстетического;
  • физического.

Различия игр, предназначенных для детей разных возрастов, будут заключаться, прежде всего, в сложности.

Учитывая, что большинство людей лучше всего воспринимают зрительную информацию, способ знакомства с окружающим миром, основанный на картинках, достаточно эффективен

Так, для умственного развития применяются игры, обучающие детей знаниям о мире, систематизирующие и расширяющие эти знания. В отношении дошкольников младших групп целесообразно применять обучающе-развлекающие занятия, направленные на развития сенсорного воспитания, поскольку тактильный опыт восприятия окружающего мира - обязательный базис, на основе которого дошкольникам постарше может быть предложена более сложная игра, систематизирующая и углубляющая первичные полученные с помощью тактильного опыта знания.

Во время игр, направленных на трудовое воспитания, в первую очередь должно развиваться понимание необходимости трудиться, уважение к чужой работе и понимание принципов причинно-следственных связей между подготовительной и конечной стадиями трудового процесса.

Такие изображния вырезаются, перемешиваются, и детишки сами раскладывают их в правильном порядке

Что касается направленных на нравственное воспитание игр, то цели для детей разного возраста будут существенно отличаться:

  • дошкольникам младших групп важно привить культурно-гигиенические навыки;
  • детсадовцам постарше необходимо познакомить с нравственными чувствами и отношениями.

Какое место в работе детских садов занимают дидактические игры

Различные дошкольные образовательные учреждения по-разному относятся к проведению обучающе-развлекающих занятий. В том или ином виде такое развлекающее обучение представлено практически в каждом таком учреждении, однако качество его подготовки и проведения может существенно отличаться.

Насыщенные цвета с преобладанием позитивного жёлтого делают обучающую игру еще интереснее

Наиболее передовые учреждения, занимающиеся дошкольным образованием, сегодня максимально плотно интегрируют такие занятия в обучающий процесс, подкрепляя ими базовые теоретические навыки дошкольников.

Оптимальным временем для игры специалисты считают утро и часы, следующие за послеобеденным сном, поскольку за счёт детской заинтересованности эти занятия значительно повышают умственную и физическую активность детей после пробуждения.

Классификация дидактических развлекающих занятий

Анализировать обучающе-развлекающие занятия можно по различным признакам. Например, если взять в качестве критерия цель такого занятия, то классификация будет представлена в следующем виде:

  • игры для умственного воспитания – «назови одним словом», «назови три предмета» (направлены на умение строить взаимосвязи, искать синонимы и антонимы);
  • развлекающие занятия для нравственного воспитания;
  • игры для трудового развития – «кто построил этот дом» (дети знакомятся с необходимостью составлять чертежи для постройки здания);
  • развлекающие занятия для эстетического воспитания;
  • игры для физического развития.

Физическая игра с элементами обучения, в рамках которой детишкам необходимо удерживаться на участке определенного цвета, развивает не только разум, но и тело дошкольника

Другая классификация будет базироваться непосредственно на процессе игры, а не на её цели:

  • игра с предметами - преимущество такого типа неформальных занятий заключается в том, что в качестве атрибутов используется природный материал, например, листья, камни, шишки, цветы. На основе использования этих атрибутов ребёнком строится сам процесс («опиши предмет», «что это?», «что вначале?»);
  • игра настольно-печатная - очень разнообразный вид обучающих занятий, включающий направленные на развитие речевых навыков, логики, внимания, умения моделировать и принимать решения («лото», «домино», «парные картинки»);
  • словесное развлекающее занятие - направлено на развитие самостоятельности, мышления и речи детей, учит описывать предметы, выделять доминирующие признаки, отгадывать слова по их вербальному описанию.

Виды обучающих игр для дошкольников младшей, средней и старшей групп

Для самых маленьких лучше всего подойдут игры, связанные с тактильным восприятием окружающего мира. Например, «собери корзинку». За счёт такого развлекающего процесса происходит умение познавать жизнь вокруг и разделять присутствующие в нём предметы и явления. Это база для дальнейшего познания.

Видео: дидактическая игра «Собери корзинку»

Для детей постарше подойдут более сложные игры . Например, «Кто что ест»: в её процессе дошкольники подбирают картинки животных к продуктам, которые те могут есть, и соединяют их прищепками.

Видео: Дидактическая игра «Кто что ест»

Для самой старшей группы целесообразно использовать словесное неформальное обучение, использующие не конкретные предметы или животных, а более абстрактные понятия, например, квадрат или круг.

Видео: игра по математике в старшей группе детского сада

Картотеки обучающе-развлекающих занятий для разных возрастных групп

Для разных возрастных групп походят разные дидактические игры, направленные на развитие различных способностей детей. Среди представленных в нижеприведенной таблице игры «Похож - не похож», «что лишнее» и «продуктовый магазин» рекомендуются для детей постарше, но так или иначе, всё подобное неформальное обучение может быть адаптировано под дошкольников разных возрастов.

Название игры Описание
«Где был Петя» Развлекательно-обучающий процесс строится на описании привычных, знакомых детям помещений: комнат в детском саду.
«Похож - не похож» Загадываются 2 предмета, 2 вида животных, малыши описывают их сходства и различия, что учит их сравнивать.
«Чудесный мешочек» Строится на сопоставлении формы и материалов различных предметов, что помогает определять эти признаки.
«Кто что слышит?» Развивает слуховое восприятие, учит сопоставлять звуки с их описанием.
«Продуктовый магазин» Симуляция похода за покупками.
«Парные картинки» Обучение умению группировать предметы по нескольким признакам.
«Что лишнее» Развивает способности к классификации и систематизации.

Как сделать дидактические игры для детей своими руками

При подготовке для дошкольников обучающе-развлекающего занятия самостоятельно важно соблюсти ряд принципов. Так, в соответствии с ними такие занятия должны быть:

  • системными - для обучения детей строить причинно-следственные связи;
  • усложняющимися - для поступательного интеллектуального развития ребёнка;
  • обладать свойством повторности - поскольку не каждый дошкольник запомнит и усвоит правила игры с первого раза;
  • добровольными - подбирать такое развлечение следует с учётом интереса и желаний детей;
  • обладать элементом таинства - сама достигаемая дидактическая задача должна быть замаскирована игровым процессом;
  • обновляемыми - каждой следующей игре следует дополняться новыми элементами, чтобы ребёнку не было скучно.

При этом учитывая обилие детских журналов и книг с яркими картинками, а также дополнительных ресурсов типа цветного картона или игрушек, изготовить материалы для таких занятий самостоятельно не представляет особого труда.

Видео: дидактические игры по сенсорике, делаем своими руками

Наиболее популярными и подходящими для самостоятельной подготовки для детей следует назвать игры типа «Лото» и «Шнуровка».

«Лото» легко адаптировать под конкретные нужды. Например, дошкольникам 3–5 лет очень важно привить культурно-гигиенические навыки. Согласно её правилам, детям раздают расчерченные игровые поля с изображением в центре и набор картинок, часть из которых имеют отношение к помещённой в центре поля, другая часть - нет. Дети должны заполнить поля вокруг этой главной картинки подходящими к ней по смыслу. Так, если ею сделать, например, рисунок «Мойдодыра», то ребёнку потребуется «окружить» его изображениями мыла, зубных щёток и т. д. При добавлении картинок на поля детям нужно объяснить, почему они решили, что именно это изображение подходит по смыслу центральному рисунку.

Видео: настольная игра для детей «Лото»

Другая игра, «Шнуровка», направлена на развитие мелкой моторики. Подходящими атрибутами могут быть любые детали подходящего размера, не слишком крупные, но и не чересчур мелкие, которые требуется пришивать к одежде: пуговицы, накладки и т. д. Такое развлекающее обучение можно дополнять и видоизменять: например, взять шнуровки разных цветов и установить в качестве правила, что разные детали должны пришиваться нитками подходящих цветов. Так у ребёнка разовьются знания о цветовой гамме.

Видео: развивающая игра «Дерево-шнуровка»

Таким образом, в форме дидактической игры скрыт огромный потенциал для развития детей разных возрастов. Важно соблюсти системный подход к выбору этих развлекающе-обучающих занятий, уделяя внимания всем аспектам детского развития. В то же время важно соблюдать возрастной ценз, чтобы повысить эффективность этого полезного развлечения.«Работа - это то, что человек обязан делать, а Игра - это то, чего он делать не обязан», - как говорил Марк Твен, и важно умело выдать одно за другое. Следует помнить, что детская вовлечённость и заинтересованность - ключевые факторы, обуславливающую пользу от игры и активное восприятие дошкольниками новых знаний и умений посредством этого неформального процесса.

Гермогенова Анастасия
Картотека дидактических игр в детском саду

Картотека дидактических игр для детей старшей группы

Выполнила : Гермогенова А. Г. – воспитатель МБДОУ ДСКВ «Сардана»

Дидактическая игра

Карточка № 1

Игры с предметами.

«Чудесный мешочек»

Цель : Развивать осязательное восприятие, учить выделять признаки предмета по структуре, поверхности, группировать предметы по материалу, из которого они сделаны. (металл, дерево, пластмасса) . Активизировать словарь; воспитывать наблюдательность, умение чётко выполнять правила игры.

Игровое правило : Класть предметы можно только на тот поднос, который сделан из того же материала, что и предмет.

Игровые действия : Угадывание на ощупь предмета, отгадывание предмета по описанию; поиск предметов, сделанных из разных материалов; группировка их по качеству; использование «чудесного мешочка» .

Пособия и материалы : Чудесный мешочек, предметы, сделанные из разного материала.

Правила игры : Нужно на ощупь, не глядя на предмет, узнать, из чего он сделан, и рассказать о нём так, чтобы дети по описанию узнали и правильно назвали его.

Дидактическая игра

Карточка № 2

Игры с предметами.

«Кто что слышит?»

Цель : Развивать слуховое внимание, умение обозначать словом звуки (звенит, шуршит, играет, трещит) ;

Развивать сообразительность, выдержку.

Игровое правило : Показывать предмет можно только после того, как дети правильно назовут и предмет, и звуки, которые он издаёт.

Игровые действия : Оперировать звучащими предметами.

Не глядя на предмет, узнавать, какие предметы звучат.

Пособия и материалы : Предметы, издающие звуки : колокольчик, книга, дудочка, ножницы, вода.

Правила игры : За ширму приглашается ребенок, который играет на дудочке или шуршит книгой и т. п. Дети, услышав звук, отгадывают, что звучало, а тот, кто играл, выходит из – за ширмы с звучащим предметом в руках.

Дидактическая игра

Карточка № 3

Игры с предметами.

«Угадай, что изменилось?»

Цель : Выработать навык в определении пространственного расположения предмета : справа, слева, спереди, сзади, сбоку, около и др. ;

Развивать наблюдательность, активное запоминание, речь и активизировать словарь.

Игровое правило : Изменение в расположении предметов называют только те дети, на кого укажет Петрушка.

Игровые действия : За ширмой переставляют предметы так, чтобы дети не видели. С использованием кукольного персонажа дети отгадывают перестановки.

Пособия и материалы : Петрушка или кукла, разные игрушки и предметы.

Правила игры : Игру можно проводить в том случае, если у детей имеются определенные знания и умения в пространственной ориентации.

Дидактическая игра

Карточка № 4

Игры с предметами.

«Магазин»

Цель : Учить устанавливать величинные отношения множеств, использовать в речи слова. Обозначающие величину предметов. Выполнять движения по их словесному обозначению. Продолжать учить ребенка рассуждать; развивать внимание.

Игровое правило : Дети выполняют только те действия, о которых говорит педагог.

Игровые действия : В игре следует использовать только настоящие продукты (не муляжи, чтобы дети почувствовали «лёгкое» и «тяжёлое» .

Пособия и материалы : Хозяйственная сумка, продукты.

Правила игры : Дети вместе с педагогом идут в «магазин» и словами обозначают, то, что они купили.

Пример : Я купила в овощном магазине помидор, огурец и положила овощи в сумку. Моя сумка стала тяжелая, я пришла домой, выложила из тяжёлой сумки овощи и моя сумка стала лёгкая.

Дидактическая игра

Карточка № 5

Настольно – печатная игра.

«Парные картинки »

Цель : Развивать умение находить в предметах, изображенных на картинках сходство и различие ; активизировать словарь : похожие, разные, одинаковые; Развивать наблюдательность.

Игровые правила : Отбирать следует только одинаковые картинки ; выигрывает тот, кто не ошибётся ни разу.

Игровые действия : Поиск одинаковых картинок .

Пособия и материалы : Предметные картинки (10-12 шт., все они разные, но среди них есть 2 одинаковые.

Ход игры : Педагог просит ког либо из ребят найти и показать одинаковые картинки и показать их всем детям. Парные картинки откладываются в сторону. Затем педагог перемешивает все картинки (они должны быть перевёрнуты) и незаметно подкладывает ещё 1 парную картинку . Разложив их лицевой стороной, опять предлагает найти одинаковые. Сложность заключается в том, что среди картинок могут быть очень похожие, но не одинаковые, например : чашки, одинаковые по цвету, но другая без ручки. Дети рассказывают о предметах, отмечают, в чём они схожи, а чем отличаются.

Дидактическая игра

Карточка № 6

Настольно – печатная игра.

«Что лишнее?»

Цель : Учить замечать ошибки в использовании предметов; развивать наблюдательность, чувство юмора, умение доказать правильность своего суждения; закреплять знания об орудиях труда.

Игровые правила : Закрывать картонкой только лишнюю картинку . Выигрывает тот, кто первым обнаружит ненужный предмет.

Игровые действия : Находить и закрывать изображение ненужных предметов.

Пособия и материалы : Карточки с профессиями , предметные картинки с орудиями труда .

Ход игры : В больших квадратах люди разных профессий, в клеточках необходимые им для работы предметы и орудия труда, среди них, те которые им не нужны. Ребёнок должен заметить и закрыть картонокой , листком ненужный предмет.

Дидактическая игра

Карточка № 7

Настольно – печатная игра.

«Когда это бывает?»

Цель : Закреплять знания о частях суток; упражнять в сопоставлении картинки с частями суток : утро, день, вечер, ночь.

Игровые правила : По слову, которое произносит педагог, показывать карточку и объяснять , почему он её поднял.

Игровые действия : Поиск нужной картинки .

Пособия и материалы : Сюжетные картинки , отражающие жизнь детей в детском саду : утренняя гимнастика, завтрак и т. п. К каждой части суток должно быть несколько сюжетных картинок .

Ход игры : Дети выбирают себе по картинке , на слово «утро» , должны поднять и объяснить, почему он её поднял.

Дидактическая игра

Карточка № 8

Настольно – печатная игра.

«Домино»

Цель : Закреплять знания о домашних и диких животных, отмечать особенности животных, продолжать воспитывать умение играть вместе, подчиняться правилами игры.

Игровые правила : Выигрывает тот, кто первый закончит подбор картинок , положит их по правилу : собака к собаке, медведь к медведю – и ни разу не ошибиться.

Игровые действия : Поиск нужных картинок , соблюдение очередности.

Пособия и материалы : Настольная игра «Домино»

Ход игры : Играют 4 – 6 детей, кто первый положит последнюю карточку , тот и побеждает.

Дидактическая игра

Карточка № 9

Словесная игра.

«Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»

Цель : Учить называть действие словом; правильно употреблять форму глаголов (время, лицо) ; развивать творческое воображение, сообразительность.

Игровые правила : Все дети должны правильно изображать предложенное действие, чтобы можно было отгадать его и назвать.

Игровые действия : Имитация движений, отгадывание; выбор водящего.

Пособия и материалы : (нет)

Ход игры : Выбирают ведущего, он выходит, остальные договариваются, что они будут изображать действием, водящий должен отгадать, что за действие выполнили дети.

Дидактическая игра

Карточка № 10

Словесная игра.

«Так бывает или нет» .

Цель : Развивать логическое мышление, умение замечать непоследовательность в суждениях.

Игровые правила : Кто заметит небылицу, должен доказать, почему так не бывает.

Игровые действия : Отгадывание небылиц.

Пособия и материалы : (нет)

Ход игры : Педагог может рассказать, что - нибудь неправильное, например : «Летом, когда солнце светит ярко, мы вышли и слепили из снега снеговика» .

Дидактическая игра

Карточка № 11

Словесная игра.

«Добавь слово»

Цель : Упражнять в правильном обозначении положения предметов по отношению к себе; развивать ориентацию в пространстве.

Игровые правила : Отвечает только тот, кому педагог бросит мяч.

Игровые действия : Дети ищут правильные слова, обозначающие разные расположения предметов в пространстве. Тот, кто поймал мяч, должен быстро дополнить предложение нужным словом.

Пособия и материалы :

Ход игры : Дети стоят по кругу, педагог бросает мяч ребёнку и спрашивает, где стоит стол? Или шкаф? ребенок поймавший мяч, отвечает : Стол стоит позади меня.

Дидактическая игра

Карточка № 12

Словесная игра

Дидактическая игра «Найди ошибку» .

Цели : учить отчетливо произносить многосложные слова громко, развивать слуховое внимание.

Ход игры : Воспитатель показывает игрушку и называет заведомо неправильное действие, которое якобы производит это животное. Дети должны ответить, правильно это или нет, а потом перечислить те действия, которые на самом деле может совершать данное животное. Например : «Собака читает. Может собака читать?» Дети отвечают : «Нет» . А что может делать собака? Дети перечисляют. Затем называются другие животные.

Педагог, руководя играми воспитанников старшей группы, учитывает их возросшие возможности. В этом возрасте детям свойственна любознательность, наблюдательность, интерес ко всему новому, необычному: самому отгадать загадку, высказать суждение, найти правильное решение задачи. Дети 5 — 6 лет выполняют это с большим увлечением.

С расширением объема знаний меняется и характер умственной деятельности ребят. Возникают новые формы мышления. В основе выполнения ребенком умственной работы — понимание, процесс, который строится на анализе и синтезе. С развитием мышления анализ становится все более детальным, а синтез все более обобщенным и точным. Дети способны понять связь между окружающими предметами и явлениями, причины

наблюдаемых явлений, их особенности. Главным в умственной деятельности становится стремление узнать новое: приобрести новые знания, новые способы умственных действий.

При отборе игр главное внимание обращается на степень трудности игровых правил и действий, чтобы при их выполнении дети проявляли усилия ума, воли. Отбирая предметы, материал для игр, воспитатель также учитывает изменение в мыслительных процессах детей, поэтому основные признаки различия предметов для игр менее заметны, иногда скрыты за внешней их схожестью. И наоборот, за внешними различиями предметов необходимо бывает обнаружить их сходство.

В играх детей важное место занимают мотивы соревнования, им предоставляется большая самостоятельность как в выборе игры, так и в творческом решении ее задач.

При проведении самой игры роль воспитателя тоже меняется. Но и здесь он четко, эмоционально знакомит детей с новой игрой, ее содержанием, правилами и действиями, уточняет их понимание играющими, вместе с ними участвует в игре, чтобы выяснить, насколько ее правила усвоены. Затем предлагает детям поиграть самостоятельно, при этом на первых порах следит за ходом игры, выступает в качестве арбитра в конфликтных ситуациях.

Однако не все игры требуют такого активного участия воспитателя. Иногда он может ограничиться лишь объяснением правил игры до ее начала. Дети старшей группы могут действовать самостоятельно без участия воспитателя. Это относится, в частности, ко многим настольно-печатным играм.

В играх детей старшей группы правила становятся сложнее, их больше и по количеству. Поэтому воспитатель, прежде чем предложить детям игру, должен сам хорошо усвоить эти правила, последовательность игровых действий.

Как закончить игру? (Это важно для того, чтобы дети вновь захотели в нее играть.) Разыгрыванием фантов, чествованием победителей, сообщением о новом варианте игры, которая будет в следующий раз.

Очень важно самому воспитателю проанализировать игру: удачно ли подобрана, есть ли у детей необходимые знания, представления, умения играть в нее, все ли было предусмотрено в организации обстановки и, самое главное, достаточно ли были активны в игре все дети, какие нравственные качества проявлялись и какие социальные, нравственные качества сформировались; например, радость не только от своих успехов, но и от удачных действий товарищей, умение подчинить свое поведение правилам игры, желание общаться со сверстниками.

В конце игры воспитатель обязательно оценит как правильные решения детьми игровых задач, так и их нравственные поступки, поведение, отметит успехи, поддержит тех, у кого еще что-то не получилось.

Организация дидактических игр детей старшей группы требует, таким образом, от воспитателя большой, продуманной работы и в процессе подготовки к их проведению: обогащение детей соответствующими знаниями, подбор материала, а иногда и его изготовление вместе с детьми, организации обстановки для игры (где будут сидеть и двигаться дети, где будут прятать предметы, куда положить материал для игр), и в процессе проведения самой игры, где нужно четко определить свою роль от ее начала и до конца.

При подборе материала для игры детей старшей группы воспитатель предусматривает его использование в творческой, спортивной игре. Например, в игре «Магазин» продаются не просто игрушки, а спортивный инвентарь: ракетки, мячи, скакалки, воланчики, судейский свисток, сетка и пр. «Купив» такие предметы, ребята берут их с собой на прогулку и там организуют спортивные развлечения.

Дети шестого года жизни готовятся к школьному обучению. От того, как они будут подготовлены к школе, зависит их успешное усвоение знаний. Поэтому воспитатель при проведении дидактических игр особое внимание обращает на четкое, обязательное выполнение детьми правил игры и поведения в процессе игровой деятельности: организованности, дисциплинированности, дружелюбия, уважения товарищей по игре, старших. Все эти качества крайне необходимы будущему школьнику.

Шестилетние дети самые старшие в детском саду, поэтому они должны быть активными, у них должно быть сформировано желание помочь младшим, сделать для них занимательную игру, поиграть с ними, научить их интересно играть. Все это воспитатель учитывает, организуя игры своих воспитанников.

Игры с предметами

Не ошибись!

Дидактическая задача. Упражнять детей в различении предметов по материалу; закреплять знания о таких свойствах предметов, как твердый, мягкий, плотный, шероховатый, гладкий, блестящий, матовый.

Игровые правила . Собирать в корзинку предметы одинакового качества, рассказывать о свойствах предметов.

Игровые действия . Поиск предметов ведут звенья, они соревнуются: кто больше найдет одинаковых по материалу предметов, тот и выигрывает. Поиск начинается и заканчивается по сигналу ведущего.

Ход игры. Игра начинается с краткой беседы воспитателя с детьми о предметах, которые окружают их в групповой комнате.

Воспитатель в процессе беседы уточняет знания детей о том, что предметов в групповой комнате много и все они сделаны из какого-либо материала.

— А теперь посмотрите на эту игрушку! (Показывает матрешку.) Как вы думаете, из чего она сделана? (Дети отвечают.) Да, она сделана из дерева. А вот этот предмет из чего сделан? (Показывает ножницы. Дети отвечают.) Этот предмет, вы правильно сказали, сделан из металла.

Подойди, Вика, к столу, возьми в руки матрешку и ножницы и скажи, что холоднее: ножницы или матрешка. Правильно Вика сказала, что ножницы холоднее. Металл холодный, а дерево теплее.

А теперь скажите, из чего сделан этот шарик? (Показывает пластмассовый шарик. Дети отвечают.) Да, он сделан из пластмассы. Посмотрите, как он подпрыгивает! Как можно сказать об этом свойстве пластмассы? (Она упругая. Шарик прыгает.) А вот этот пузырек из чего сделан? Правильно, он сделан из стекла. Что можно сказать о свойстве стекла?

Воспитатель подводит детей к ответу: оно хрупкое, легко бьется. Поэтому с предметами, сделанными из стекла, надо быть всегда очень осторожными.

— Сейчас, ребята, мы поиграем в игру «Не ошибись!». У нас будет четыре звена. Выберем считалочкой звеньевых. Каждому звеньевому дадим по корзинке: вот на этой корзинке наклеен шарик. (Показывает корзинку с шариком.) Сюда надо будет найти и положить все предметы, сделанные... Из чего они сделаны?

— Из пластмассы, — отвечают дети.

— А на этой корзинке наклеена картинка с ножницами. Сюда будем собирать все предметы...

— Металлические.

— А в эту корзинку (на ней наклеена матрешка) — будем складывать предметы...

— Деревянные.

— В эту корзинку положим все предметы...

— Стеклянные.

— Начинать поиск и заканчивать только по сигналу: удар в бубен. Кто больше соберет предметов, тот и выигрывает.

Считалочкой выбирают четырех звеньевых. Они берут корзинки и вместе с членами своего звена (их должно быть поровну) после звука бубна идут собирать предметы. После второго удара в бубен все подходят к столу воспитателя, по очереди выкладывают предметы, пересчитывают их, проверяют, не было ли допущено ошибки, рассказывают о свойствах предметов.

В конце объявляется звено-победитель. Победителей приветствуют аплодисментами.

Игру можно варьировать, используя предметы, сделанные из других материалов: картона, ткани, резины и др.

Кто подойдет, пусть возьмет!

Дидактическая задача . Учить детей рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: цвет, форму, качество и его назначение; по описанию находить предмет в комнате или на участке (если игра проводится на участке), узнавать орудия труда, машины, кем они используются в работе; развивать внимание, память, мышление и речь.

Игровые правила. По описанию предмета находить его в комнате или на участке, правильно называть. Кто ошибается и приносит не тот предмет, о котором рассказывалось, тот платит фант, который в конце игры выкупается.

Игровые действия. Загадывание, отгадывание, поиск предметов.

Ход игры. Воспитатель напоминает детям, что недавно у них на занятии была беседа о том, что людям в их работе помогают разные предметы, инструменты, машины. Говорит:

— Сегодня мы поиграем в такую игру: у нас в группе есть много инструментов, машин (игрушечных). Вы выберете какую- либо одну из них и расскажете так, чтобы мы узнали, о каком инструменте или машине вы рассказываете. Но называть предмет нельзя. Мы сами должны догадаться. Кто первым догадается, тот найдет этот предмет и принесет сюда на стол.

— Я загадал предмет, который нужен портному. Он металлический. Можно загадать и загадку: «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик». Это ножницы, — говорит Вова.

— Пойди, Вова, принеси и положи ножницы на стол.

— Отгадайте, что это такое, — продолжает игру следующий участник. — Машина, колеса, как у танка. Все умеет делать: и пашет, и сеет, и грузы возит. Работает в колхозе.

Отгадавший («Это трактор!») подходит первым и среди игрушек находит трактор и тоже ставит его на стол.

Игра продолжается, пока много разных орудий труда и машин окажется на столе воспитателя. Заканчивается игра отыгрыванием фантов тех, кто ошибся и принес не тот предмет.

Дидактическая задача. Учить детей сравнивать предметы, замечать признаки сходства по цвету, форме, величине, материалу; развивать наблюдательность, мышление, речь.

Игровые правила. Находить в окружающей обстановке два предмета, уметь доказать их сходство. Отвечает тот, на кого укажет стрелочка.

Игровое действие. Поиск похожих предметов.

Ход игры. Заранее подготавливают различные предметы и незаметно размещают их в комнате.

Воспитатель напоминает детям о том, что их окружает много предметов, разных и одинаковых, похожих и совсем непохожих.

— Сегодня мы будем находить предметы, которые похожи друг на друга. Они могут быть похожими по цвету, форме, величине, материалу. Послушайте правила игры. Нужно пройти по комнате, выбрать два похожих предмета и сесть на место. Тот, на кого укажет стрелочка, расскажет, почему он взял эти два предмета, в чем их сходство.

Чаще всего дети находят похожие предметы по цвету, по величине. Скрытое качество им трудно обнаружить. Эта игра помогает ребятам решить задачу. Например, взяв чайную ложку и самосвал, ребенок объясняет свой выбор тем, что они похожи, потому что сделаны из металла. Вначале такое объединение предметов вызывает у детей смех.

— Чем похожи ложечка и самосвал? — недоумевают дети и смеются. — Конечно, они не похожи.

Но тот ребенок, который назвал их похожими, доказывает правильность своего подбора.

Играя, дети учатся находить признаки сходства предметов, что значительно труднее, чем замечать признаки их различия.

Знаешь ли ты?

Дидактическая задача . Закреплять знания детей о видах спорта, пробуждать желание заниматься им; воспитывать интерес к спортсменам, гордость за их победы.

Игровое правило . Подбирая нужные для данного вида спорта предметы, правильно называть вид спорта и предметы.

Игровое действие . Подбирать картинки с изображением разных видов спорта (см. рис).

Ход игры . Воспитатель рассматривает с детьми большие картинки, на которых изображены спортивные сюжеты: игры в футбол, хоккей, волейбол, художественная гимнастика, гребля и др.; беседует с детьми, уточняет их знания. Раздав детям картинки, педагог предлагает им подобрать нужные предметы для каждого спортсмена. Он обращает внимание детей на предметы, которые лежат на ковре: обруч, ленту, футбольный мяч, клюшку, шайбу, ракетку, воланчик, лодочку, весла и др. Дети называют их.

— А теперь послушайте правила игры. По сигналу (свисток) вы найдете и положите к картинке, где нарисован один вид спорта, те предметы, которые нужны этим спортсменам. Будьте внимательны!

Дает сигнал. После того как все предметы положены к соответствующим картинкам, дети проверяют, нет ли ошибки.

В игре закрепляются знания о видах спорта, о спортивном инвентаре, а также воспитывается интерес к спорту. Игру можно закончить беседой о советских спортсменах —- чемпионах соревнований, рассматриванием картин, фотографий на спортивные темы.

Затем воспитатель предлагает предметы, которые использовались в игре, взять с собой на прогулку и поиграть в спортивные игры самостоятельно.

Чья одежда?

Дидактическая задача . Воспитывать у детей интерес к людям разных профессий; уточнять знания о рабочей одежде; учить по рабочей одежде отличать людей разных профессий: почтальона, шахтера, строителя, врача, водолаза, летчика, электросварщика и др.

Игровые правила . По рабочей одежде определять профессию, находить нужную картинку и показывать ее детям. За правильный ответ игрок получает фишку.

Игровое действие . Одевание кукол в рабочую одежду.

Ход игры. Прежде чем начать игру, воспитатель уточняет знания детей о рабочей одежде, выясняет, замечали ли они, что люди работают в особой одежде и что по их одежде можно узнать, кем они работают. Показывает картинки:

— Посмотрите, дети (на картинке летчик гражданского аэрофлота), можно ли по одежде узнать, кто изображен на картинке? Да. Это летчик. Как вы догадались?

Дети рассказывают о фуражке, костюме, погонах. Затем воспитатель читает стихотворения из книги Л. Куклина «Кто как одет».

Рабочий работает быстро и ловко.

Рабочая форма зовется спецовкой.

Для каждой работы одежда своя —

Об этом расскажет вам книжка моя.

Шахтер

На трудовую вахту

Шахтер поедет в шахту.

Шахтеры носят каски —

Каски-безопаски.

Он спустится под землю

На лифте скоростном.

Брезентовая роба

Топорщится на нем.

И домнам, и заводам

Доставят в нужный срок

Шахтерскую добычу —

Отборный уголек!

Электросварщик

Ты видел, как он управляет огнем?

Железная маска надета на нем.

Вот строится дом — посмотри поутру:

Он в стеганой куртке сидит на ветру.

Варил он опоры могучих мостов,

Варил он суда из огромных листов...

Железо с железом он может сварить!

Он добрый волшебник, что тут говорить!

Воспитатель показывает картинки, где изображены модели одежды людей разных профессий, а дети узнают: шахтер, строитель, врач, почтальон, водолаз, летчик, электросварщик и др.

Затем воспитатель предлагает одеть кукол в одежду, заранее сшитую и приготовленную для этой игры. Все куклы потом используются в самостоятельных творческих играх. Воспитатель советует детям, как можно с ними поиграть (в зависимости от полученных впечатлений и знаний о разных профессиях).

Вершки и корешки

Дидактическая задача . Закреплять знания о том, что в овощах есть съедобные корни — корешки и плоды — вершки, у некоторых овощей съедобны и вершки и корешки; упражнять в составлении целого растения из его частей.

Игровые правила. Искать свой вершок или корешок можно только по сигналу. С одним и тем же игроком вставать в пару все время нельзя, надо искать и другую пару.

Игровые действия. Поиск пары; составление целого растения.

Ход игры. Вариант 1 . После уборки урожая на своем огороде воспитатель собирает детей, показывает им, какой хороший урожай они вырастили, хвалит их за полезный труд. Затем уточняет знания детей о том, что у одних растений бывают съедобные корни — корешки, у других плоды — вершки, а у некоторых растений съедобны и вершки и корешки. Воспитатель объясняет правила игры:

— Сегодня мы поиграем в игру, которая так и называется «Вершки и корешки». У нас на столе лежат вершки и корешки растений — овощей. Мы сейчас разделимся на две группы: одна группа будет называться вершки, а другая — корешки. (Дети делятся на две группы.)

Здесь на столе лежат овощи; дети первой группы берут себе в руку по вершку, а дети второй —- по корешку. Так, все взяли? А теперь по сигналу (хлопку в ладоши) вы все разбежитесь по участку и побегаете врассыпную. Когда услышите сигнал «Раз, два, три — свою пару найди!», быстро найдите себе пару: к своему вершку — корешок.

Игра повторяется, но уже искать надо другой вершок (или корешок). Нельзя все время становиться в пару с одним и тем же игроком.

Вариант 2. Вершки (или корешки) стоят на месте. По площадке бегает только одна подгруппа ребят. Воспитатель дает команду: «Корешки, найдите свои вершки!» Дети должны стать так, чтобы ботва и корень составили одно целое.

Правильность выполнения задания могут проверить «волшебные ворота» (воспитатель и кто-нибудь из детей), через которые проходят все пары. Чтобы интерес к игре не угасал, можно предложить поменяться вершками и корешками. В старшей группе следует для этой игры брать овощи с малозаметными различиями в ботве, например петрушка и морковь, репа и редька. Можно положить веточки укропа — пусть дети поищут свои корешки. Если играющий не нашел, значит, корешки укропа несъедобные, значит, остался без пары.

Настольно-печатные игры для детей 5-6 лет

Кто построил этот дом?

Дидактическая задача . Систематизировать знания детей о том, кто строит дома, о последовательности в строительстве дома, об инструментах и машинах, которые помогают людям в строительстве; воспитывать уважение к профессии строителей, желание брать на себя роли строителей в творческих играх.

Игровые правила. Подбирать маленькие карточки в соответствии с рисунком на больших картах. Кто первым закроет все клетки на карте, тот получает фишку. Обмен картами. Кто больше получит фишек, тот объявляется победителем в игре.

Игровые действия . Поиск карточек. Соревнование.

Ход игры. Воспитатель вместе с детьми рассматривает большие карты, на которых нарисованы архитекторы, строители, отделочники. Проводится небольшая беседа о содержании картинок, об этапах в строительстве дома, о людях, машинах, инструментах, используемых на стройке. Воспитатель показывает маленькие картинки, на которых изображены детали большой карты. Затем предлагает детям взять по одной большой карте и по сигналу (стучит кубиком о стол) подобрать нужные машины, закрыть ими клетки на картах. Кто первый и без ошибки найдет нужные карточки и назовет правильно все механизмы, тот и побеждает.

Игра может быть продолжена, тогда дети обмениваются картами или меняется состав играющих.

Закончить игру можно беседой с детьми о бережном отношении к своему дому, к. зеленым насаждениям возле него, т. е. ко всему, что создано трудом людей.

По этому же принципу проводится игра на тему «Транспорт». В ней систематизируются, углубляются знания детей о том, какими средствами передвижения пользуются люди по земле, по воде, в воздухе.

Для игры готовят большие карты с изображением земли, неба, моря. К ним дети подбирают маленькие карточки с разными видами транспорта: например, для большой карточки, где нарисована земля, подбирают такие картинки, как автобус, троллейбус, велосипед, трамвай, электричка, метро и др.

Как и в первой игре, здесь количество картинок должно быть одинаковым. Выигрывает тот, кто быстро и правильно закроет все пустые клеточки на больших картах.

Гости Москвы

Дидактическая задача . Уточнять, закреплять знания детей о столице нашей Родины — Москве (см. рис), воспитывать любовь к главному городу нашей страны, желание больше узнать о ее достопримечательностях.

Игровые правила. Описывать картинку с видами Москвы, отгадывать по описанию часть города, находить одинаковую картинку.

Игровые действия . Выбор гидов, имитация поездки туристов на машине по Москве.

Ход игры. Воспитатель рассказывает детям о том, как много гостей приезжает в Москву из других городов, союзных республик и других стран. Все хотят увидеть наш красивый город, его достопримечательности.

— Мы сегодня поиграем в гидов. Гид — это человек, который сопровождает гостей, показывает им, рассказывает интересно о том, что они увидят. У меня в руках машина (игрушечная «Волга»). Вот на ней вы и будете возить гостей. Каждый гид покажет только одно место, а в другое повезет гостей другой гид. Посмотрите, у меня в руках кубик. На нем есть цифры: 1, 2, 3, 4, 5, 6. И на игровом поле картинки тоже имеют свой номер. Если кубик упадет так, что сверху будет цифра 3, то надо будет везти гостей к этому месту, на картинке вы увидите цифру 3. Ехать по улице на машине надо так, как указано стрелками. Остановившись, надо рассказать, что это за здание или место в Москве, что могли там гости увидеть. А все остальные внимательно слушают. Кто первым отгадал это место, находит такую же картинку у себя на столе и показывает ее. Если ответ правильный, он становится гидом; так же с помощью кубика определяет, куда ему повезти гостей, что показать, о чем рассказать.

Для данной игры необходимо иметь два комплекта одинаковых картинок (открыток), из числа которых подбираются знакомые детям виды, места, сооружения.

Воспитатель в конце игры благодарит гидов за хорошую работу, выражает уверенность, что гости столицы были довольны своей экскурсией.

Усложнение в игре возможно за счет увеличения картинок на игровом поле.

Эту игру можно проводить с целью закрепления знаний не только о Москве, но и родном городе, селе. Воспитатель использует наборы открыток о многих городах. Если будет два комплекта открыток о своем городе, он сможет с успехом проводить игру-путешествие с детьми по родному городу, селу, совхозу. Необходимо только из наборов картинок отбирать сюжеты, отражающие знакомые детям достопримечательности родного города.

Собери картинку

Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей; через содержание картинок закреплять знания детей о разных видах труда в колхозе; воспитывать интерес к хлеборобам, овощеводам, животноводам.

Игровое правило . За определенное время правильно собрать из частей целую картинку.

Игровые действия. Поиск, складывание частей картинки.

Ход игры . Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением разных видов сельскохозяйственного труда (например, сев, жатва хлеба, посадка рассады, сбор овощей, заготовка сена, уход за телятами и др.). Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку.

— Но сейчас у нас еще одно правило: сложить надо быстро. Начнете складывать картинку и закончите по сигналу: удар кубиком по столу, — уточняет правила игры воспитатель.

Раздав картинки по числу играющих, воспитатель говорит: «Начали!» и ударяет кубиком по столу. Дети выбирают из стоящей на столе коробки нужные части своей картины. Кто первым сложил картину, получает фишку. Затем можно обменяться картинками и повторить игру. Воспитатель обращает внимание на тех, кто не может еще быстро выполнять правила игры, подбадривает их, просит тех, кто быстро складывает картинку, помочь товарищу.

Для этой игры необходимо иметь два комплекта картинок: один состоит из целых картин, другой из их частей (не менее 9 — 12).

Зоологическое домино

Дидактическая задача . Закреплять знания детей о диких и домашних животных; воспитывать сообразительность, внимание.

Игровое правило. Кто первым положит все свои карточки, тот и считается выигравшим.

Игровые действия. Быть внимательным, не пропускать хода, вовремя класть свою карточку.

Ход игры. На карточках изображены дикие и домашние животные. Играют по четыре человека. Карточки разложены изображением вниз. Детям предлагается отсчитать по 6 карточек. Затем воспитатель напоминает правила игры: положить рядом можно только одинаковую картинку. Если нужной картинки нет, ребенок пропускает ход. Если кто-то из играющих остается без карточек, он считается победившим в игре. Игра повторяется, но при этом надо перемешать карточки и взять другие.

По такому же принципу проводится игра «Ботаническое лото», в процессе которой усваиваются, систематизируются знания детей о растениях.

Путешествие по городу

Дидактическая задача . Закрепление знаний о родном городе: кто в нем живет, трудится, какой транспорт, как украшен.

Игровое правило. Отбирать только те картинки, которые соответствуют заданию для своей группы: люди, транспорт, труд, украшение города.

Игровые действия. Поиск картинок. Действия по сигналу.

Ход игры . Воспитатель заранее подбирает разные картинки: на одних изображены жители города (школьники, мама с детьми, бабушка с корзинкой, студенты и т. д.); на других — труд людей (строителей, почтальона, водителей, маляров и т. д.); транспорт (трамвай, автобус, троллейбус, велосипед, мотоцикл); здания и украшения города (почта, магазин — посудный, книжный, продовольственный, фонтан, сквер, скульптура).

Картинки раскладываются на столах в разных местах групповой комнаты.

При помощи считалочки дети делятся на четыре группы по два-три человека. Каждой группе дается задание: одной — посмотреть, кто живет в городе, и собрать картинки с изображением людей; другой — на чем люди ездят, собрать картинки с изображением транспортных средств; третьей — картинки, на которых воспроизведен разнообразный труд людей; четвертой — рассмотреть и отобрать картинки с рисунками красивых зданий города, его украшениями.

По сигналу водящего путешественники идут по комнате и отбирают нужные им картинки, остальные ждут их возвращения, наблюдают за ними.

Возвратившись на свои места, путешественники ставят на подставку картинки (каждая группа отдельно от другой). Участники каждой группы рассказывают, почему они взяли именно эти картинки, что на них изображено. Выигрывает та группа, игроки которой не ошиблись и быстро поставили свои картинки. Игра повторяется, при этом необходимо заменить некоторые картинки.

Что где растет?

Дидактическая задача. Закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами; группировать растения по месту их произрастания, развивать активность и самостоятельность мышления.

Игровое правило . Соревноваться, кто скорее отберет и закроет пустые клетки картинками растений на больших картах, на которых нарисованы лес, поле, сад, огород.

Игровые действия. Дети, соревнуясь, подбирают картинки и закрывают пустые места.

Ход игры . Играющие получают по большой карте с разными пейзажами; маленькие карточки лежат в коробке. По сигналу водящего дети отбирают маленькие карточки в соответствии с рисунком на большой карте. Выигрывает тот, кто быстро закрыл все пустые клетки и правильно назвал растения.

В этой игре вызывают трудность названия злаков, грибов, поэтому детей заранее знакомят с ними во время занятий, экскурсий. Ребята обмениваются картами, маленькие карточки перемешивают, и игра продолжается.

Для того чтобы интерес к игре не угасал, в нее вводят карточки с новыми видами растений.

Любовь Максимова

Мастерская педагога - профессионала.

В дошкольном возрасте именно игра способствует разностороннему развитию ребенка. Игра для детей - учеба, игра для них - труд, серьезная форма воспитания. Игра для дошкольников - способ познания окружающего. Играя, они изучают цвета, форму, свойства материалов, пространственные отношения. В игре ребенок получает первый опыт коллективного мышления. Очень люблю играть с детьми в игры , особенно в дидактические . За время работы в дошкольном учреждении изготовила и провела много дидактических игр .

№1. Дидактическая игра "Зайчики и домики"

Цель : закрепить знание основных цветов : красный, синий, желтый, зеленый.

Ход игры : Перед детьми лежат 4 домика разного цвета. У детей - по 4 зайчика такого же цвета. Воспитатель предлагает детям спрятать зайчиков в домики, так как они очень боятся волка, но не знают, какого цвета их домик.

№2. Дидактическая игра "Бабочки и цветы"

Цель : формировать у детей умение сравнивать две группы предметов на основе сопоставления, устанавливать равенство и неравенство 2 -х множеств, активизировать слова "столько-сколько", "поровну", "одинаково".

Материал : вырезанные из цветной бумаги бабочки и цветы по количеству детей.

Ход игры : Воспитатель предлагает детям превратиться в бабочек (раздает бабочек) . Бабочки летают по полянке. По сигналу "Бабочки, летите на цветочек!"- летят на цветочек (разложены на полу) в домик. Всем бабочкам хватило домиков? Сколько бабочек? Сколько цветочков? Их поровну? Как еще можно сказать?

2 вариант : работа с карточками за столом.

№3. Дидактическая игра "Укрась коврик"

Цель : развивать умение детей сравнивать предметы по цвету, форме, величине.

Ход : Воспитатель : "Дети, к нам в гости пришла зайчиха. Она хочет подарить своим зайчатам красивые коврики, но не успела их украсить. Давайте поможем ей. Чем мы их будем украшать? (кругами, треугольниками) . Какого цвета? Круги одинаковые по величине? а треугольники? и т. д. Зайчихе очень понравились коврики.

Аналогичная игра "Укрась варежку"

№4. Дидактическая игра "Закрой фигуру"

Цель : закрепить знание детей основных цветов и их оттенков, величину предметов. Развивать логическое мышление, внимание, мелкую моторику рук.

Материал : карточки, на которых наклеены геометрические фигуры разной величины и цвета. Набор таких же геометрических фигур.

№5. Дидактическая игра "Найди пару".

Цель : закрепить название геометрических фигур; формировать умение составлять пару из двух одинаковых карточек; развивать зрительное внимание.

Материал : набор карточек, на которых изображены 2-3 геометрические фигуры (по 2 одинаковых) .


№ 6 Дидактическая игра "Дорожки к домикам"

Цель : Развивать умение сравнивать 3 предмета по длине путем приложения и наложения, ориентироваться в пространстве, активировать в речи слова : "длинная", "покороче", "короткая"; развивать зрительное внимание.

Материал : карточки с домиками, в которых живут зверята, 3 полоски разной длины. На каждого ребенка.

Ход игры : Ведущий рассказывает детям о том, что зверята построили себе домики и хотят сходить друг к другу в гости, но дорожек нет и они не знают куда идти. Давайте проложим дорожки к домикам, но сначала внимательно рассмотрите их, сравните их по длине, положите их между домиками. Какую дорожку вы положите от домика лисы до домика медведя? Какого цвета? и т. д. К кому ведет самая короткая дорожка? А самая длинная?


№7. Дидактическая игра "Назови и сосчитай"

Цель : закреплять знания о геометрических фигурах, упражняться в счете предметов, развивать внимание, память.

Материал : картинки с изображением животных.

№8 Дидактическая игра "Сосчитай звуки"

Содержание : Игру лучше начать со счета игрушек, вызвав к столу 2 - 3 детей, после этого сказать, что дети хорошо умеют считать игрушки, вещи, а сегодня они научатся считать звуки. Воспитатель предлагает детям сосчитать, помогая рукой, сколько раз он ударит по столу. Он показывает, как надо в такт ударам производить взмах кистью правой руки, стоящей на локте. Удары производят негромко и не лишком часто, чтобы дети успевали их считать. Сначала извлекают не более 1 - 3 звуков и только тогда, когда дети перестанут ошибаться, количество ударов увеличивается. Далее, предлагается воспроизвести указанное количество звуков. Воспитатель по очереди вызывает детей к столу и предлагает им ударить молоточком, палочкой о палочку 2 - 5 раз. В заключение всем детям предлагают поднять руку (наклониться вперед, присесть) столько раз, сколько раз ударит молоточек.

№9. Дидактическая игра "Машины едут в гараж" (Для детей 4 - 5 лет)

Цель : Закрепить знание цифр 1, 2, 3, 4, 5 и последовательности их построения в ряду друг за другом; развивать мышление, внимание, быстроту реакции на сигнал, самостоятельность в решении задачи, навыки контроля и самоконтроля.

Содержание : Игра проводится в виде соревнования. Стулья с цветными кругами обозначают стоянки машин. Детям дают круги (каждой колонне - одного цвета) . По сигналу ведущего (удар в бубен) все бегают по групповой комнате. По сигналу : "Машины! На стоянку!" - все "едут" в свой гараж, т. е. дети с рулями красного цвета - в гараж, обозначенный красным кругом, и т. д. Машины выстраиваются в колонну по порядку номеров, начиная с первого. Воспитатель проверяет порядок номеров машин в каждой колонне.

Вопросы : какая цифра первая? Почему? За какой цифрой идет 2? Что больше 1 или 2? На сколько? и т. д.


№10. Дидактическая игра "Соедини цифры"

Цель : закрепить знание цифр, формировать умение соединять между собой точки в порядке следования цифр.

Материал : карточки-схемы, на которых около точек написаны цифры.


№11. Дидактическая игра "Раскрась шары".

Цель : способствовать выявлению представления о форме, цвете, учить считать предметы, запоминать их количество.

Оборудование : бумага, цветные карандаши.

Возраст : 4 - 5 лет.

Ход игры : Воспитатель предлагает ребенку листок, где изображены воздушные шарики, и просит дорисовать ниточки, чтобы шары не разлетелись. Ребенок должен круглые шары раскрасить синим цветом, а овальные - желтым. После этого воспитатель просит сосчитать, сколько синих шаров, сколько желтых, сколько синих и желтых вместе.


№12. Дидактическая игра "Прыгни, не ошибись" Для детей 4 - 5 лет.

Цели : закрепить знание цифр и их последовательность в числовом ряду; развивать внимание, логическое мышление, быстроту реакции и координацию движений, самостоятельность, инициативу, умение правильно оценивать свои действия и действия других детей.

Содержание : дети (по 4 человека) стоят внутри обруча, вокруг них "кочки" с цифрами от 1 до 5. Воспитатель называет имя любого ребенка, стоящего в обруче, и предлагает ему выполнить задание, а остальным детям - проверить правильность выполнения, исправляя при необходимости ошибку. Ребенок из четверки выполнет движения соответственно заданию : выпрыгивает из обруча на кочку с заданной воспитателем цифрой, предварительно обдумав свой ответ. Следующее задание выполняет ребенок из другой четверки.

Задания : 1) прыгнуть на цифру с которой начинается счет; 2) прыгнуть на цифру, которая идет вслед за 2; 3) прыгнуть на цифру, которая больше 1 на 1; 4) прыгнуть на цифру, которая больше 2 на 1; 5) прыгнуть на цифру, показывающую, сколько ног у лесных зверей.

Выполнив правильно задание, дети "попадают на лесную поляну".

Правила : обратить внимание детей на правильность выполнения задания : прыгать необходимо на "кочку" с цифрой, предварительно обдумав задание; выполняя прыжок, нужно стараться сохранить равновесие, руки держать на поясе. Побуждать детей правильно оценивать свои действия и действия своих товарищей.

№13. Дидактическая игра "Хватит ли?"

Цель : учить детей видеть равенство и неравенство групп предметов разного размера, подвести к понятию, что число не зависти от размера.

Содержание : Воспитатель предлагает угостить зверей. Предварительно выясняет : "Хватит ли зайчикам морковок, белочкам орехов? Как узнать? Как проверить? Дети считают игрушки, сравнивают их число, затем угощают зверят, прикладывая мелкие игрушки к крупным. Выявив равенство и неравенство числа игрушек в группе, они добавляют недостающий предмет или убирают лишний.


№14. Дидактическая игра "Дорисуй недостающую фигуру"

Цель : закрепить знания о геометрических фигурах : круг, квадрат, треугольник, учить решать логическую задачу на основе зрительно - воспринимаемой информации (на установление закономерностей) .

№ 15. Дидактическая игра

"Помоги Буратино нарисовать картину для Мальвины"

Цель : закреплять умение ориентироваться на листе бумаги, различать и называть правую и левую руки; активировать в речи слова : справа, слева, в центре, вверху, внизу.

Ход : Буратино прости детей нарисовать картину, а какую - он сейчас расскажет : нарисуй домик в центре, солнышко - вверху и т. д.

№ 16. Дидактическая игра "Кто где?"

Цели игры : способствовать формированию пространственной ориентации на листе бумаги.

Оборудование : Бланк с изображением нескольких предметов, фишки.

Возраст : 5-6 лет.

Ход игры : Ребенку предлагается бланк с изображением нескольких предметов, которые по - разному расположены в пространстве.

Воспитатель : "Какие предметы нарисованы? Где нарисована груша? Где нарисован дом? Барабан? Мячик? Воздушный шарик? Что нарисовано справа от домика? А слева? Назови предметы в верхнем правом углу? и т. д. " За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. По окончании игры дети считают фишки . Победителем считается тот, кто получил больше фишек.


№ 17. Дидактическая игра "Футбол"

Цель : учить детей ориентироваться на листе бумаги, определять пространственные направления и обозначать их словами : вверху, внизу, вправо, влево, правый верхний угол, в левом верхнем углу и т. д.


№ 18. Дидактическая игра "Когда это бывает?"

Цель : закреплять представление детей о времени суток, упражнять их в сопоставлении картинки с частью суток : утро, день, вечер, ночь. Учить правильно употреблять слова : "сегодня", "завтра", "вчера". Развивать логическое мышление, связную речь.

Правила : По слову, которое произносит воспитатель, показывать карточку и объяснять. почему он ее поднял.

Игровое действие : поиск нужной картинки.

Ход игры : На столе у играющих карточки, на которых изображены картинки из жизни, относящиеся к определенному времени суток. Жизнь детей в д/с (режимные моменты) . Дети выбирают себе любую, внимательно рассматривают ее. На слово утро дети поднимают картинку и каждый объясняет, почему он думает, что у него изображено утро и т. д.

№ 19. Дидактическая игра "Графический диктант"

Цель : формирование у детей глазомера, зрительной памяти; развитие мелкой моторики; развитие устойчивого, сосредоточенного внимания, развитие зрительно-двигательной координации, произвольности, ритмичности и точности движений; воспитание трудолюбия, усидчивости.

№ 20. Дидактическая игра "Что изменилось?"

Цель : упражнять детей в правильном определении пространственного расположения предметов : справа, слева, впереди, сзади, сбоку, около и т. д. Воспитывать наблюдательность, развивать образную память, активировать словарь.

Правила игры : называют изменения в расположении предметов, только те дети, на кого укажет кукольный персонаж.

Игровые действия : Перестановка за ширмой предметов так. чтобы дети не видели; отгадывание с использованием кукольного персонажа.

Игрушки : матрешка, пирамидка, кукла.

Ход игры : В игре используется игрушка - Петрушка. Веселый и озорной. он все время что-то перестанавливает, передвигает, а потом забывает и просит ребят подсказать ему, куда он поставил свои игрушки.

№ 21 Дидактическая игра "Собери (дорисуй) бусы"

Цель : развивать зрительное восприятие формы, память внимание, мелкую моторику пальцев рук, повторять названия цветов, геометрических фигур, совершенствовать умение выделять величину предметов.

Оборудование : карты с рисунком, картонные эквиваленты геометрических фигур, фломастеры или цветные карандаши.

Ход игры : Воспитатель раздает детям карты и предлагает дорисовать элементы уже имеющихся бус : «Посмотрите. Кукла порвала бусы. Никак не может собрать. Подумайте, какую фигуру надо дорисовать сначала? Потом? Какие бусы получились?". Воспитатель проверяет и помогает. В случае затруднений воспитатель первый вариант бус рисует сам, подсказывая закономерность распределения фигур на бусах. Можно не дорисовывать бусы, а выкладывать из имеющихся картонных деталей.


№ 22. Дидактическая игра "Составь целое из частей"

Цель : упражнять в умении составлять целое из отдельных частей, развивать логическое мышление.

Ход игры : проблемная ситуация : у кукол разбилось зеркало. Они просят ребят отремонтировать его.


№ 23. Дидактическая игра "Сложи пирамидку по схеме"

Цель : Формировать умение собирать предметы по образцу на основе схематического изображения; учить анализировать строение предмета с помощью его схематического изображения; развивать логическое мышление, зрительное внимание, воображение.

Материал : по одной пирамидке на каждого играющего, 4 карточки с контурным изображением пирамидок, собранных по разному.

№ 24. Дидактическая игра "Что лишнее? Почему?"

Цель игры : учить детей в каждом ряду карточек находить "лишний" предмет. Развивать логическое мышление, способность анализировать, сравнивать, обобщать.

Материал : карточки.

Возраст : 4-6 лет.

Ход игры : ребенок внимательно рассматривает рисунок. Воспитатель спрашивает : "Какой здесь предмет лишний? Почему?" Победителем становится тот, кто быстрее определяет неподходящий предмет и правильно объясняет. Например, среди одежды будет посуда.

"Найди отличия", "Снеговики", "Домики", "Игрушки".

Цель : Развивать зрительное внимание и наблюдательность у детей.

Правила игры : Нужно внимательно посмотреть на рисунок и указать. чем отличаются снеговики друг от друга. Играют двое и выигрывает тот , кто укажет больше различий в рисунках. Первый играющий называет какое-нибудь различие, затем предоставляется слово второму и т. д. Игра заканчивается, когда кто-то из партнеров на сможет назвать новое отличие (ранее не отмеченное) . Начинать игру можно с чтения стихотворения "Вот зайчишка у реки встал на задних лапках. Перед ним снеговики с метлами и в шляпках. Заяц смотрит. Он притих. Лишь морковку гложет. Но что разного у них - он понять не может". А теперь посмотри, что разного у этих снеговиков.

2 вариант : Играющие находят отличия и выкладывают под своим рисунком фишки, потом называют отличия.

№ 26. Дидактическая игра "Палочки - считалочки".

Цель игры : способствовать запоминанию и быстрому воспроизведению образца. Развивать мелкую моторику рук, воображение.

Оборудование : бумага, счетные палочки.

Возраст : 4-5 лет.

Ход игры : 1 вариант : Воспитатель предлагает детям выложить на бумаге палочками фигуру по образцу. Усложнение : Образец показывается за несколько секунд, а потом убирается. 2 вариант : Упражнять детей самостоятельно составлять фигуры, обдумывать ход решения, развивать воображение.

№ 27. Дидактическая игра "На что это похоже?"

Цель : учить детей создавать в воображении образ на основе схематического изображения предметов.

Материал : набор из 5-8 карточек с различными фигурками.

№ 28. Дидактическая игра "Лабиринты"

Цель : Развивать у детей настойчивость и умение сосредотачиваться, логическое мышление, ловкость.

Руководство : Постепенно усложнять лабиринты (более сложная сеть ходов, увеличение количества тупиков, разветвлений) . Совместно с ребенком прослеживать ходы с помощью карандаша, а затем зрительно. Поощрение проявлений устойчивого внимания, сосредоточенности, желание достичь цели.


№ 29. Дидактическая игра "Найди признаки отличия"

Цель : Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их сходство и различие (чем эти предметы похожи и чем отличаются и т. д.) .

Продолжать развивать умение последовательно рассматривать предметы. Развивать внимание, память, мышление. Активизировать речь детей. Форма организации : индивидуальная или подгрупповая.

Методические приёмы : Основной приём – рассматривание иллюстраций, беседа. Варианты проведения игры : Вариант № 1 (интеграция с образовательной областью «Социализация» ) Взрослый показывает ребёнку иллюстрацию и предлагает её рассмотреть, описать, затем предлагает рассмотреть вторую часть иллюстрации. При рассматривании второй части иллюстрации предлагает ребёнку найти отличия и определить, чем они отличаются.

№30. Дидактическая игра "Пройди в ворота"

Цель : упражнять детей в составе числа из двух меньших чисел.

Материал : Большие карты с изображенными на них различными геометрическими формами (от одной до четырех) - по одной на каждого ребенка.

Содержание : Двое детей изображают ворота - держат ту или иную карту. Остальные маленькими карточками ходят по комнате. По удару ведущего в бубен играющие парами проходят в ворота (пару составляют дети, у которых число фигур на карточках равно числу на воротах). Начинать играть лучше с числа 2, постепенно увеличивая количество играющих путем добавления двух карточек с последующим числом. С целью большего охвата игрой детей можно составлять из них не пары, а четверки.

Правила игры : Если число составлено неправильно, пройти в ворота нельзя, они закрываются.

Вариант игры : Изображаются не один, а большее число ворот (до пяти) . Играющие должны пройти только в свои ворота.

№31. Дидактическая игра "В каких домиках живут друзья?"

Цель : закрепить умение различать разные виды многоугольников; воспитывать целеустремленность в достижении цели, развивать сообразительность, внимание.

Три друга : Котенок, Щенок и Петушок поселились в новых домах. Догадайся, кто где живет? У домика Котенка дверь квадратная, окошко четырехугольное, а труба - треугольная. В домике щенка дверь шестиугольная, окно - прямоугольное, а труба - четырехугольная. Петушок живет в доме с пятиугольной дверью, четырехугольным окном и шестиугольной трубой.

Ответы : Котенок живет в доме №3, Щенок - №5, Петушок - 6.

№ 32 Дидактическая игра "Живые числа"

Цель : упражнение в счете (прямом и обратном) в пределе 10.

Материал : Карточки с нарисованными на них кружками от 1 до 10.

Правила игры : Если кто-либо из детей встал не на свое место, он становится водящим. Если водящий ошибся, то он снова водит. Если водящий ошибся при счете три раза, он выходит из игры .

Вариант игры . "Числа" строятся в обратном порядке от 10 до 1.

№33. Дидактическая игра "Отгадай, какое число пропущено"

Цель : Определить место числа в натуральном ряду, назвать пропущенное число.

Материал : Фланелеграф, 1 карточек с изображением на них кружков от 1 до 10 (на каждой карточке кружки другого цвета. Флажки.

Содержание : Воспитатель расставляет на фланелеграфе карточки в последовательности чисел натурального ряда. Предлагаем детям посмотреть, как они стоят, не пропущено ли какое-нибудь число. затем ребята закрывают глаза. а воспитатель убирает одну карточку. После того как дети отгадают, какое число пропущено, воспитатель показывает спрятанную карточку и ставит ее на место.

Правила игры : Не подсматривать, когда убирают карточку. Кто первый заметит, какое число пропущено, получает флажок.

№ 34. Дидактическая игра "Какое число рядом?"

Цель : Упражнять детей в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Материал : мяч.

Правила игры : Если ребенок ошибся, все хором называют правильное число. игра продолжается.

Вариант игры :

1. Дети заранее договариваются, какое число будут называть : предыдущее или последующее.

2. Дети называют не одно, а два числа сразу - и предыдущее и последующее.

№ 35. Развивающие игры по Б . П. Никитину "Сложи квадрат", "Сложи узор", "Уникуб".

Цель : развивать у детей пространственные представления, образное мышление, способности комбинировать, конструировать, сочетать форму и цвет, складывая плоскостные и объемные фигуры, развивать творчество и самостоятельность.

Материал : плоскостные карточки-образцы для плоскостных фигур; кубики, окрашенные в три яркие цвета- для объемных фигур.

Игры на воссоздание из геометрических фигур образных и сюжетных изображений по образу и собственному замыслу.

1. "Танграм"

2. "Колумбово яйцо"

3. "Монгольская игра"

4. "Вьетнамская игра"

1. Дети знакомятся с набором фигур к игре, отбирают фигуры по форме, обследуют, считают, накладывают друг на друга.

2. По слову воспитателя составляют из треугольников квадрат, треугольник (из двух меньших, четырехугольник.

3. Составление фигур по образу и замыслу.

4. Воссоздание фигур по образцам контурного характера.

Использовала литературу :

1. Л. А. Венгер, О. М. Дьяченко "Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста".

2. З. А. Михайлова "Игровые занимательные задачи для дошкольников".

3. В. В. Данилова, Т. Д. Рихтерман, З. А. Михайлова "Обучение математике в детском саду".

4. В. П. Новикова "Математика в детском саду".

5. В. Сотникова "Развитие ребенка в игровой деятельности".

6. Е. В. Соловьева "Числа для тебя".

7. Сорокина "Дидактические игры в детском саду ".